Как применять научный метод в реальной жизни и деятельности?

В человеческой культуре есть один удивительный парадокс. Еще 300 лет назад был изобретен потрясающий по эффективности способ познания реальности под названием «Научный метод». Его достижения сегодня мы видим повсюду — в виде огромного развития науки и техники. И в чем тут парадокс, спросите вы?

А парадокс заключается в том, что этот метод, дающий столь масштабные результаты, большей частью людей практически не используется!

Это действительно странно, но это факт. Уже черт знает сколько лет изобретенный способ максимально эффективного взаимодействия с реальностью (и проверенный миллионами экспериментов) даже учеными, как правило, используется не всегда. Выходя из научной лаборатории, ученые забывают о научном методе. Про всех остальных и говорить нечего.

По сути говоря, большая часть населения планеты до сих пор живет в средневековье. Чтобы пояснить, что это означает, я для начала расскажу, в чем же, собственно, заключается научный метод и как он возник.

Тут следует сказать, что до определенного момента научная и философская мысль исходила из весьма странных для современного человека посылок. Из того, что есть древнее знание, мудрое и окончательное, на которое только и следует опираться, а мир нужно познавать, делая логические выводы из оного знания. И никак более.

Под древними знаниями, сразу скажу, подразумевалась не только Библия, но и античные учения — например, Аристотеля. Однако сильно делу это не помогало — потому что и античные философы знали, разумеется, далеко не всё.

И где-то в XVII веке различные философы и ученые во главе с Фрэнсисом Бэконом, образно говоря, возопили: «Ну нельзя же так!» Ну нельзя познавать мир, исключительно толкуя древние знания и с переменным успехом пытаясь их применить к реальности. Надо действовать наоборот: посмотреть на реальность, изучить реальные факты, обобщить их и уже из этих результатов строить науку. Полагая исключительно реальные факты, выясняемые на практике, критерием истины, а вовсе не авторитеты, какими бы древними они ни были.

Так, собственно, и появился научный метод, каким мы его знаем сегодня.

И суть его, как видим, потрясающе проста. Наблюдаем за реальными фактами — в живой природе или же в специально созданных экспериментах. Стараемся обнаружить определенные закономерности в этих фактах. Из этих закономерностей строим гипотезы и проверяем, насколько они позволяют предсказать новые факты, а также насколько совпадают с уже известными. И дальше либо выясняем, что если гипотеза соответствует фактам — значит, она истинна. А не соответствует — значит, ложна. Всё.

(Да, я в курсе, что существует множество тонкостей, я знаю про научную верификацию, фальсификацию, постпозитивизм, критерий Поппера и другие интересные вещи. Я опущу всё это в данной статье, потому что все эти идеи всего лишь уточняют основную мысль.)

Ну хорошо, спросите вы, это всё очень интересно и, похоже, действительно работает в науке. А наша обычная жизнь-то тут при чем?

А при всем. Потому что ваша жизнь — это такая же часть реальности, как и любая другая часть реальности. А значит, с помощью научного метода ее прекрасно можно познавать.

Возьмем что-нибудь банальное, например, злость. Да-да, злость, эмоцию, а чем она, собственно, хуже гравитации или электричества? Давайте ее изучим.

Как можно изучать злость? Именно так, как я описал выше: вначале собрать факты. То есть: в каких случаях вы злитесь, когда злость усиливается, когда ослабляется, как долго длится. И многое-многое другое. Чем больше фактов — тем лучше. Их никогда не бывает слишком много.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: