Космический юмор. Какие шутки с орбиты вызывали шок на Земле?
Слишком серьезные люди долго не живут. Им сложно «отключить» стресс, и под его влиянием они делают одну глупость за другой. Если работа связана с напряжением нервов, то порой случается и фатальный исход из-за перегрузки нервной системы. Особенно опасна такая ситуация в космосе.
Разумеется, астронавты и космонавты — люди, тренированные на устойчивость к стрессам. Но слишком серьезное отношение к работе не только утомляет, но и отупляет. Приходится расслабляться доступными средствами. И тогда с орбиты специалисты Центра управления полетом (ЦУП) иной раз слышат по связи нечто такое, от чего у них волосы встают дыбом и начинают трястись поджилки.
Пожалуй, самый знаменитый прикол с орбиты состоялся у американцев.
Астронавт Оуэн Гэрриот в 1973 году полетел в космос на корабле «Скайлэб». По ходу нахождения на орбите он по расписанию вышел на связь с ЦУПом. После обычного обмена информацией со специалистом Робертом Криппеном, бывшим на дежурстве, в эфире раздался женский голос, сообщивший, что кушать подано. У Роберта медленно отвалилась челюсть.
Он прекрасно понимал, что женщины в корабле по логике никак не может быть. С домашнего телефона выйти на связь с ЦУПОМ — технически невозможно. Тогда что за мистика происходит? Включив громкую связь, Роберт спросил, кто еще находится в корабле. В ответ услышал, что жена Оуэна и что она приготовила ребятам поесть по-домашнему.
В ЦУПе началась паника. Никто не понимал, каким образом состоялся запуск супруги астронавта на орбиту. Но то, что она там — факт. Вся телеметрия показывала, что никакой подделки с голосом нет.
Секрет же оказался в том, что Оуэн еще на Земле записал на диктофон жену с нужными фразами, а потом на орбите просто поднес включенный диктофон к микрофону. Как говорится, элементарно просто. Но в ЦУПе не сразу сообразили и несколько минут были в шоке.
На ЦУПе в Королеве во времена СССР тоже был шок. Экипаж корабля «Салют-6» вышел на очередной телерадиосеанс связи. Космонавты попросили дежурного по ЦУПу немного подождать и не начинать обмен информацией. Мол, небольшая техническая задержка.
И тут дежурный видит у себя на мониторе вплывающего третьего члена экипажа в скафандре. И слышит недовольный голос Рюмина на тот счет, что, дескать, какого черта опаздываешь к сеансу? А «Салют-6» имел только два кресла, третьего члена экипажа по определению быть не могло. Словом, чертовщина какая-то.
В ЦУПе на пару минут установилось молчание. Пришлось экипажу признаться, что просто надули скафандр и незаметно втянули его поближе к телекамере.
Увы, не всегда все сходило с рук за такие приколы. Чаще шуток в ЦУПах не понимали, по возвращении астронавтов и космонавтов на Землю начальство устраивало крутые разборки с наказаниями. Для следующего примера обойдусь без фамилий.
Все произошло на станции «Мир». 1 апреля оператор ЦУПа пошутил на тот счет, что телеметрия со станции какая-то идет не слишком свежая. И добавил: «Вам надо проветрить станцию». Экипаж не сразу, но все же вспомнил про День дурака. Разумеется, космонавты тоже решили приколоться над оператором. Но уже на другом витке.
Идет новый сеанс связи. Космонавты бодро и на полном серьезе докладывают, что в соответствии с полученным с Земли заданием станция «Мир» проветрена открыванием окошка на десять минут. По иронии судьбы этот диалог между станцией и ЦУПом слышит очень высокое начальство и впадает в ступор. Какое, мол, проветривание? Какое окошко?
Влетело всем. А экипаж был примерно наказан по возвращении на Землю столь сурово, что шутить с орбиты наши космонавты перестали. Что там дальше было с шутками у американцев — не знаю.