К проблеме контроля результатов оценки стоимости в судах.

В.Романенко, к.э.н. К проблеме контроля результатов оценки стоимости в судах. При рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах часто назначаются судебные оценочные экспертизы в связи с широким распространением рыночных отношений во все сферы жизни общества. При принятии решения по делам, связанным с оценкой стоимости суд, как правило, принимает во внимание результаты судебной оценочной экспертизы. Принятые судом решения, основанные на результатах судебных оценочных экспертиз, могут изменять имущественное положения сторон на миллионы рублей.
В связи с этим, обоснованная оценка недвижимости, другого имущества имеет важное значение в условиях возможного изъятия имущества по решению суда на основании оценочной экспертизы. Кроме этого, результат оценки похищенного имущества, влияет на статью УК РФ, т.к. статья зависит от рыночной стоимости похищенного имущества и,соответственно, на уровень наказания.
Поэтому обеспечение контроля качества судебной оценочной экспертизы является важнейшим условием принятия справедливого и объективного судебного решения. Результат экспертизы по оценке стоимости можно оценить, если провести анализ исполнения требований законодательства об оценочной деятельности в процессе проведения экспертизы. Данные нормативные документы устанавливают требования к оценке для всех отраслей в том числе устанавливают требования к выбору подходов, методов оценки, требования к содержанию отдельных этапов оценки.
Все требования закона об оценочной деятельности ФЗ-135 и федеральных стандартов оценки относятся к документу, который называется «Отчет об оценке».В указанном документе отражаются этапы процесса оценки в соответствии с требованиями ФЗ-135 и ФСО.
Законодательство об оценочной деятельности не устанавливает требования по проведению оценки к другим документам, в которых излагаются результаты оценки, в том числе к судебным экспертизам. Согласно законодательства об оценочной деятельности, оценка стоимости проводится оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим гражданскую ответственность. Саморегулируемая организация оценщиков контролирует качество работы оценщиков.
Суды назначают судебные оценочные экспертизы в соответствии законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации»(№ 73-ФЗ).Согласно закону №73-ФЗ экспертом в суде может быть любой гражданин, имеющий образование по соответствующей тематике.
Таким образом, требование членства в саморегулируемой организации оценщиков для эксперта по оценочной экспертизе отсутствуют.
Результаты судебной оценочной экспертизы отражаются в документе «Заключение эксперта», который оформляется согласно методическим рекомендациям по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях ( утверждены приказом Министерства юстиции №346 от 20.12.2002 г.). В этих методических рекомендациях отсутствуют требования применения законодательства об оценочной деятельности при производстве судебных оценочных экспертиз.
Если участники судебного процесса предъявляют обоснованные претензии к процессу оценочной экспертизы, выбору аналогов объекта оценки и результатам экспертизы, то эксперт обоснованно ссылается на отсутствие таких требований в методических рекомендациях по производству судебных экспертиз.
При таком подходе к судебной оценочной экспертизе, когда законодательство об оценочной деятельности не исполняется, создаются условия для различных злоупотреблений и заказных экспертиз, наносящих ущерб одной из сторон судебного процесса. Не корректный выбор аналогов объекта оценки, отсутствие полноценного анализа рынка в судебной оценочной экспертизе позволяет выйти на любой «заданный» результат экспертизы.
Суд не может признать такую судебную экспертизу ненадлежащим доказательством по делу, поскольку отсутствуют правовые основания и формальные нарушения. Можно обоснованно утверждать, что решения судов принятые по судебным оценочным экспертизам без возможности контроля на соответствие законодательству об оценочной деятельности с большой долей вероятности могут быть необоснованными.
С целью контроля качества оценочных судебных экспертиз необходимо дополнить Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской федерации положением: «Проведение оценки стоимости объектов по решениям судебных, следственных органов, органов государственного управления должно производиться с учетом требований федерального закона ФЗ-135».
В этом случае у судьи появляются правовые основания для признания оценочной экспертизы ненадлежащим доказательством по делу при её несоответствии законодательству об оценочной деятельности.
Тут предлагается один из возможных вариантов решения проблемы качества судебной оценочной экспертизы, который может применяться сейчас в судебном процессе заинтересованной стороной до принятия изменений в закон.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: