Зачем монголы вкапывают шины у юрт?
Автомобильные шины — изделие длительного пользования. И даже после того, как они становятся «лысыми» от дорог, им все равно находится применение. Скажем, в России и в некоторых других странах шины используются под цветочные клумбы. Получается довольно оригинально. Какие еще могут быть применения шинам?
Приходилось видеть шины карьерных самосвалов. Они очень большие. С помощью болгарки у них отрезают одну часть и дно тщательно заклеивают толстым резиновым полотном. Получается своего рода бассейн для маленьких детей или водоплавающей птицы — уток и гусей.
Шины идут еще как альтернатива дорогим бетонным кольцам, используемым при строительстве различных колодцев. Толстая резина может десятилетиями не портиться, находясь в земле. А поскольку непригодные шины ничего не стоят, то и сооружение получается весьма дешевым.
Конечно, находятся и иные применения «лысым» шинам. Но только в одной стране вопрос решили кардинальным образом, заставив шины обслуживать сразу несколько потребностей человека. Страна эта — Монголия.
По своей территории Монголия занимает одиннадцатое место в мире. Но она чрезвычайно слабо заселена. Можно проехать по степи сотни километров и не увидеть ни одного человека. Монголы с древних времен привычны к кочевому образу жизни, хотя немалое их количество нынче живут в городах и поселках. Но тяга к вольной кочевой жизни на природе сохранилась примерно у половины населения. В основном это связано с потребностями животноводства, ориентированного на частую смену пастбищ. При этом главный помощник у монгола — лошадь.
Но за покупками разных товаров в город поездка на лошади стала нерациональной. Ведь ей нужен корм, а с этим в засушливые периоды очень сложно. Выход из ситуации многие табунщики нашли в приобретении автомобиля. При этом ставка на самый дешевый, который не жалко «гонять» по степи. Но коль мало или вообще нет в ней дорог, то шины служат недолго и их часто приходится менять.
Со временем возле юрты оказывается с десяток «лысых» шин. Что с ними делать? Сдать как вторсырье? Так на провоз к месту сдачи потратишь на бензине больше, чем получишь за сами шины. Бросить на произвол судьбы? Жалко, поскольку к колесу у монгола трепетное отношение.
Суть тут в том, что оно служит основанием верха юрты. Правда, там немного иное колесо — деревянное, с шестью или девятью спицами. Служит оно как дымоход для костра внутри юрты. Это колесо обычно передается из поколения в поколение.
Понятно, что и к стертой автомобильной шине на таком фоне у монгола тоже особое отношение. Он его не бросит. А когда наберется несколько шин, вкопает их в землю возле юрты. Если же придется сняться с места и поставить юрту в другом месте, монгол выкопает шины и увезет их с собой, чтобы вкопать снова. Чудно, не правда ли?
Сами монголы называют следующие причины, по которым они закапывают наполовину шины в землю, поставив их вертикально.
Шины — отличный тренажер для малолетних детей. Тут важная особенность в том, что ребенку, достигшему трехлетнего возраста, дарят в Монголии коня. Разумеется, речь о детях, которые живут в степи, а не в городах или поселках. Если ребенок не научился держаться на неподвижной шине и валится с нее, то, конечно же, его не посадят даже на самую смирную лошадку до тех пор, пока не научится скакать на шине.
В степи у всех членов семьи есть своя лошадь. Шины служат надежными коновязями. Сами же монгольские лошади легко запоминают «свою» шину и после поездок становятся рядом с ней — остается лишь привязать. А поскольку в степи нет леса, то весьма проблемно сделать деревянную коновязь.
Еще одно предназначение вкопанным шинам — спортивное. Они служат целью при стрельбе из лука. Стрела с острым металлическим наконечником вонзается в резину и остается целой, тогда как при попадании в прочие мишени она ломается. Размер же шины позволяет попасть в нее даже тому, кто впервые взял в руки лук. Для более точной стрельбы на шине рисуют фигуры баранов, в которых надо попасть. Размеры фигур разные, расстояние до шин тоже различное.
Еще одно назначение шин в том, что они используются в роли удобных скамеек для посиделок. Можно на них поболтать о чем угодно в свое удовольствие. Это весьма похоже на российскую действительность с бабушками на скамейках перед подъездами. В Монголии на верх шины кладут небольшую подушечку и садятся на нее.
Вкапывают в этой стране шины и как метки для обозначения дорожек для конных скачек. Удобно тем, что однажды размеченный степной «ипподром» не нуждается в ежегодном восстановлении.