«Что ему Гекуба»? Немного о Кубе и сетевых холиварах
1001 ночь Шахерезада говорила дозволенные речи, в 1002-ю ночь не выдержала и сказала все, что думает. Я понимаю, когда люди срываются. Но — иногда. Сорвался, сказал, закрыл тему (или даже гештальт, как кому нравится) и ушел заниматься своими делами.
Последние трое суток невозможно было зайти в Интернет — шла «священная война» на тему Кубы и Фиделя Кастро. В Рунете это называется холиваром («holy war»), продолжается обычно долго, и победителей там нет.
Но люди тратят время и силы, просиживают в Сети часами, часто из взаимных «френдов» превращаясь в лютых врагов. И ладно бы, речь шла о чем-то страшно насущном, жизненно важном. А тут — о Кубе. Вот «Что он Гекубе, что ему Гекуба»? Почему вдруг это стало так важно?
Для одних Фидель — воплощение каких-то своих левых идеалов, для других — исчадие ада. При этом подавляющее большинство не то что на Кубе, но и вообще в Латинской Америке не бывало. Никакого отношения происходящее там к их жизни «здесь и сейчас» не имеет.
Я еще могу понять женщин советской эпохи — команданте хорош, конечно. Барбудо с чеканным профилем и уверенностью во взгляде, Patria o muerte, родина или смерть! Мечты и ностальгия по юности, особенно если там была вера в «светлый путь». Молодые революции часто выглядят невинно и симпатично, а что до «плодов их» — да кто ж даст о них узнать (если специально не задаться такой целью)?
Тем не менее понять произошедший накал страстей я не могу. «Ааааааа! Я их всех расфрендил (а)!» То есть годами дружили душа в душу, могли разве что немного вежливо поспорить, а тут сразу и безоговорочно и «навсегда». Неужели и впрямь из-за Кубы, как бы она не была дорога российскому сердцу?
Честно говоря, мне трудно понять это ожесточение. Мало кто попытался глянуть непредвзятым взором, обязательно или-или, как будто за этим каждым «или» не вырисовывался целый комплекс самых разных непростых проблем.
В социализме ли только дело? В американской блокаде? Да вот по соседству остров Гаити — вроде как капитализм там и никаких блокад от США, а присутствуют нищета, перевороты, преступность. И какой же тогда вывод?
С Кубы постоянно бежали? Да. И с большим риском для жизни.
Когда я там была, как раз с Кубы отправилась на утлых лодчонках группа очередных беглецов. Все погибли, кроме маленького мальчика, его удалось спасти. По кубинскому телевидению постоянно: «Ниньо, ниньо, верните нам ниньо!» (nio по-испански — маленький мальчик). Митинги были непрерывные, но сильно сомневаюсь, что флоридские родственники погибшей семьи вернули ребенка.
А из более благополучной Мексики разве не бегут многие и многие десятилетия? А из Колумбии? Ну разве что из Чили, Аргентины с Уругваем, Бразилии или из Эквадора массово не бегут. А там разные -измы, и социализмы, и капитализмы (со своим латиноамериканским лицом, конечно). И какой же тогда вывод?
Каким человеком был Кастро, никто не знает, но все горячо обсуждают. Диктатор? Конечно. Пассионарий? Очевидно. Крупная личность? Безусловно. Не очень хороший человек? Вполне вероятно. А что, лучше мелкая личность и плохой человек в одном флаконе?
А при диктаторе Батисте на Кубе было лучше? Он был что — «крупным демократом»? Кубу зря называли «главным публичным домом Латинской Америки»? Девочки, казино, сигары, ром, пальмы, океан — красотища!
А нищеты тогда не было? Американские гангстеры там себе дачки не заводили? Кстати, когда я там была, еще «действовал» дом Аль Капоне как небольшой музей (сейчас там, кажется, ресторан). Кстати, вполне скромный домик, не сравнить с виллами наших мафиози — «пацаны бы не поняли».
Да, при Кастро была нищета. Даже в нашем понимании. И широкие непрерывные улыбки были не так часты, как принято считать. В Варадеро — может быть, там туристы, в основном канадцы, там можно неплохо заработать. А в Гаване уже не менее часто встречались хмурые молодые мужчины — видимо, безработица была большая, раз их было так много на улице среди бела дня. Разве что широко улыбнулась беззубым ртом пожилая торговка на рынке — а торговала она чем-то, связанным с культом вуду.
И храмы все были целы, Кастро не отделялся от католицизма, в Латинской Америке это не принято ни у каких революционеров. Это у нас сначала «комсомольцы», потом «богомольцы», а там все сразу и вместе. И левые идеи никуда в этой части света не денутся, и антиколониальная риторика еще долго не уйдет. Латинская Америка — целый огромный мир, не поддающийся моментальному и линейному восприятию.
Значит, смерть Фиделя Кастро задела какие-то подспудные струны, значит, в коллективном бессознательном — это нечто важное. Важное можно и проговаривать, и обсуждать. Но все же не так нервно.
Не хочу говорить о «холодной гражданской войне», просто хочу понять спорящих до хрипоты и эксцессов — вы сами жить-то вместе собираетесь? Не разбредаясь окончательно по своим идеологическим сектам и не выгрызая друг другу глотки, пусть пока только вербально — просто вместе жить в одной стране, работать в одной стране и при этом не ходить строем. Или не судьба?
А кубинцам хочется просто пожелать достойной жизни без больших потрясений. Они справятся и без наших интернетных войн. Нам бы со своими проблемами справиться! Но — некому, все при деле, все грызутся в Интернете.
И напоследок, по традиции, песенку. Об одной знаменитой — «Quizas, quizas, quizas» — я уже писала. Ее, кстати, написал как раз эмигрант, правда, еще на родине. Пусть будет тогда другая знаменитая — «Гуантанамера» — про хорошую девушку из местности Гуантанамо (это там, где не менее знаменитая американская тюрьма).