Кто нынче пишет? Немного о графоманах
В наше время пишут многие. Этому способствуют созданные и успешно работающие в последние годы десятки литературных порталов. Они публикуют практически всё, что пишут самодеятельные авторы. В разгоревшейся дискуссии о наличии цензуры после известного выступления К. Райкина поставлена точка: 2 декабря 2016 г. на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку президент отметил, что принцип свободы творчества он считает незыблемым. Соответственно, остается констатировать, что в современной литературе цензура отсутствует. Это неоспоримый факт нашей действительности. Но отсутствие цензуры и квалифицированной критики породило снижение качества литературы. Невиданная в России свобода творчества новых Толстых и Чеховых не родила. На страницы сайтов хлынул поток сомнительной литературной продукции начинающих писателей и откровенных графоманов. В издательской деятельности всё переведено на коммерческую основу. Издаются только те книги, которые гарантированно приносят доход. Графоманы, пользующиеся этой свободой и имеющие необходимые денежные средства, могут издавать свои «бессмертные» произведения без ограничений и любыми тиражами — только плати! Тысячи, миллионы авторов выдают «на гора» огромный объём самодеятельной литературы… Как разобраться в нём современному читателю? Кто есть кто, наконец? Вопрос профессионализма не является праздным для многих авторов, имеющих определённые литературные амбиции. Кого можно назвать профессиональным писателем? И где проходит грань между графоманией и творчеством начинающих, но оригинальных и уникальных писателей? И последний сакраментальный вопрос: «А судьи кто?» Начну с того, что напомню, кто такие графоманы и самодеятельные авторы. В наш век персональных компьютеров это сделать несложно. Любой интересующийся может получить любую информацию, и тем не менее… Графомания (греч. graph — пишу, mania — безумие, страсть, влечение) есть непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного необходимых для этого способностей. Это точка зрения психологов. Есть и более тяжёлая форма графомании. В психиатрии эта патологическая страсть квалифицируется как паранойя. Стало быть, графоман — тот, кто занимается графоманией. Состав их неоднороден. Как отличить графомана от настоящего художника? Рядовому читателю очень трудно, так как размыты критерии оценки, а тем временем отличия сродни разнице между человеком и обезьяной: вроде бы и похоже, да не одно и то же. Любой неглупый человек, занимаясь литературным трудом, рано или поздно задаёт себе вопрос: какое место его творчество занимает в литературе? Тут много подводных камней. Каждый пишущий имеет определённые амбиции. Какой дурак признается, что он дурак? Здравомыслящие графоманы (есть и такие, не страдающие паранойей), наигравшись в писателей, в конце концов, понимают, что журавля им не поймать. Гоголем и Тургеневым не стать, а значит необходимо «переквалифицироваться в управдомы». Но и управдомы бывают разные. Умные, осознающие «свой шесток» учатся писать по законам литературы. Работают над ошибками, редактируют тексты. Такие графоманы, как правило, хорошие читатели, пишут хвалебные отзывы, а главное — перестают ловить журавля в небе и «по-полной» наслаждаются пением синички в руке. Они редко перестают писать — это выше их сил, но пишут в большей части для своего удовольствия, и главное, именно эти люди и являются основными читателями на литературных сайтах. При написании своих работ здравомыслящий и практичный графоман анализирует тематику произведений коллег, сюжеты и выбирает беспроигрышный вариант, который привлекает наибольшее количество читающих: это, как правило, короткие рассказы или миниатюры. Сюжеты душещипательные, жалостливые, мелодрамы. Пишет короткими, простыми предложениями. Результат, как правило, ожидаем. Много читателей, много хороших отзывов. На сайте он авторитет. Есть авторы из этой же категории, утверждающие, что не претендуют на звание писателя и пишут исключительно для себя, своих детей и родственников. Однажды я спросил такого автора, зачем он тогда выставляет свои опусы (как правило, мемуарного характера) на страницы сайта? Ответа не последовало. Среди графоманов наиболее востребованной является мемуарная литература. Пишут мемуары, как правило, пожилые люди, пенсионеры, которым нечем заняться, зато есть непреодолимое желание осчастливить читателей знанием событий прожитой жизни. Такие мемуары никому не интересны. Прочитав значительный объём мемуарной литературы, я сделал вывод, что мемуары читают если: О своей жизни пишут известные, публичные люди. Мемуары Ж. Санд, дневники А. Пушкина, Л. Толстого, В. Брюсова, князя Ф. Юсупова и др. Из современников — мемуары М. Плисецкой, Л. Гурченко, О. Басилашвили и др. Когда пишут менее известные или совсем неизвестные авторы об известных писателях, художниках, учёных и т. д. Например, мемуары Софьи Толстой «Мой муж Лев Толстой», большое количество книг из серии «Жизнь замечательных людей». Когда автор неизвестен, но он пишет о знаковых событиях эпохи. В этом случае важны личные наблюдения, достоверность событий. Но самый распространённый случай графомании на литературных сайтах — когда мемуары пишут никому не известные авторы о неизвестных людях и рядовых, всем известных событиях. Такие мемуары никого не интересуют, разве что родственников автора. И ещё большой вопрос, прочтут ли они выстраданное автором про тётю Зину и бабу Маню. Самый тяжёлый случай — когда не очень умному графоману кажется, что он и так писатель! Ну, если ещё не профи, так очень близок к этому. В этом его убеждает наличие хвалебных отзывов (ах, как хорошо; замечательно и т. п). Кроме того его номинируют на всякие премии. Он важно пишет на своей странице, что его номинировали в нынешнем, прошлом и позапрошлом году! Он занял 48 место в конкурсе, но это не важно. Важно, что номинировали! Несчастному и невдомёк, что «номинирование» предусматривает издание сборника «номинантов» за их кровные, а уж потом из него выберут три фамилии. А претендент так и останется на 48 месте.