Художник, барон, «Голубой вагон» - что их связывает?
Французский художник Джеймс Тиссо (18361902) в 1866 году получил право выставлять в Салоне в Париже картины без предварительного просмотра жюри, по своему усмотрению. Это было не что иное, как признание его таланта (по крайней мере, академическими кругами). Этому сопутствует финансовый успех: заказы от богатых промышленников и знати следуют один за другим.
В 1868 году ему заказали портрет членов клуба «Общество на улице Ройял» (клуб родился в 1852 году, в него входили аристократы, интеллектуалы и другие далеко не бедные люди). Двенадцать человек расположились на балконе гостиницы, который смотрит на Площадь Согласия.
Среди них — барон Хоттингер, финансовый воротила. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Англию. Вернулся во Францию и через короткое время поплыл в Америку. По возвращении из Америки направил свои стопы в Турцию, где он смог установить связь своего банкирского дома (который он получил от отца) со всеми крупными европейскими банками и основать Оттоманский банк. За заслуги перед Оттоманской империей получил от султана звание «Великий визирь».
В это время его банк играл важную роль в развитии Франции, он финансировал промышленников и фирмы услуг, страховые компании и железные дороги, а сам барон был вице-президентом железнодорожной компании «Париж-Лион-Средиземноморье» (компания также работала в Алжире).
Компания «Париж-Лион-Средиземноморье» — ее второе название «Французские железные дороги» — была образована между 1858 и 1862 годами путем слияния существовавших ранее железных дорог Париж-Лион и Лион-Средиземноморье.
Как пишут историки, Лионский вокзал представляет собой жемчужину Прекрасного века, он как бы является синонимом Лазурного берега или Альп, потому что с этого вокзала можно уехать в отпуск в замечательные места. Вокзал был построен к Всемирной выставке 1900 года. Самая примечательная внешняя деталь — часы в стиле Биг Бена (часы на башне английского парламента) на башне высотой 64 метра.
Еще одна достопримечательность вокзала — ресторан «Голубой вагон», в котором пассажиры могут выпить и закусить. Заведение открылось в 1901 году и работает до сих пор. Свое название ресторан получил только в 1963 году — в честь поезда, который следовал до Лазурного берега.
Отделка помещения ресторана — лепнина, фрески, позолота, люстры. Роспись выполнена с таким высоким качеством, что она могла был украсить экспозицию любого музея (хотя пассажиры чаще всего не обращают на нее внимания или скользят по ней беглым взглядом).
Места для посетителей выполнены в виде купе железнодорожного вагона и отделаны голубой тканью. Фрески были выполнены Альбертом Мэйнаном (18451908) — историческим художником и иллюстратором. На фресках — сельские и морские пейзажи, как бы видные из окна поезда, на потолке — надо полагать, символ вознесения к земным удовольствиям. На одной из фресок изображен барон Хоттингер, капиталы которого были вложены в железную дорогу и, естественно, в этот вокзал.
Вот такая ниточка протягивается от художника к барону и к «Голубому вагону» на Лионском вокзале Парижа…